Как увеличить срок эксплуатации аккумулятора литиевой группы?

В последние два три года основные крупные фирмы изготовители электровелосипедов комплектуют свои изделия только аккумуляторами литиевой группы. Это, литий марганцевые и литий железо фосфатные аккумуляторы. Только благодаря этим новым накопителям энергии мы получили на самом деле достаточно легкие и надежные электровелосипеды с приемлемым  пробегом на одной зарядке. Они обладают довольно большой энергоемкостью, долговечностью и способность отдавать большие разрядные токи. Эксплуатация таких аккумуляторных батарей требует выполнения нескольких простых правил, выполнение которых позволяет полностью использовать большой ресурс этих устройств:

  • заряжайте аккумуляторы только с помощью штатного зарядного устройства, которое предназначено  для вашего аккумулятора. Дело в том, что алгоритм  зарядки не совсем прост. Сначала аккумулятор заряжается до заданного напряжения стабильным током, а после достижения определенного напряжения заряжается при стабильном напряжении. После уменьшения зарядного тока до минимального, зарядное устройство отключает процесс зарядки. Этот тип аккумуляторов крайне отрицательно относится к перезарядке. Даже небольшая перезарядка может в несколько раз уменьшить ресурс батареи;
  • по возможности не доводите аккумулятор до полной разрядки. 6—8 циклов неполной разрядки и зарядки эквивалентны по ресурсу 1 циклу полной разрядки — зарядки. Подзаряжайте аккумуляторы даже после коротких поездок. Литиевые аккумуляторы не имеют эффекта памяти как, например никель кадмиевые, и неполные циклы зарядки разрядки не уменьшают их емкость;
  • не эксплуатируйте длительное время и не храните аккумуляторы в условиях высокой относительной важности. Все аккумуляторные батареи литиевой группы оборудованы электронными устройствами BMS (Battery Manegement System) контролирующими напряжение отдельных ячеек аккумулятора, зарядные и разрядные токи, а также температуру внутри батареи. BMS позволяет предотвратить аварийные режимы эксплуатации и позволяет эксплуатировать батарею на максимально возможной емкости. Как и всякая электроника, BMS не любит слишком влажных условий эксплуатации;
  • не эксплуатируйте и не храните батареи при температуре более 60 градусов. Деградация батарей литиевой группы значительно ускоряется с ростом температуры;
  • не заряжайте батареи при отрицательных температурах. После эксплуатации при отрицательных температурах батарею следует выдержать 4—6 часов при комнатной температуре и только потом заряжать. Это требование становится понятным, если помнить, что при пониженной температуре уменьшается и напряжение на аккумуляторе, а зарядное устройство будет заряжать его до напряжения, которое аккумулятор должен иметь при комнатной температуре. В результате аккумулятор при прогреве до комнаной температуры окажется перезаряженным. Это весьма отрицательно отразится на его ресурсе;
  • емкость аккумулятора для электровелосипеда выбирайте так, чтобы средний потребляемый ток был не более 60—70 % от номинальной емкости. Например, если емкость аккумулятора 10 A/час, то средний потребляемый ток должен быть на уровне 6—7 ампер. Для литий железо фосфатных аккумуляторов этот показатель рекомендуется на уровне 80—90%. Использование мощных двигателей, особенно прямого привода, требует для нормальной эксплуатации и достаточно емких и потому более тяжелых аккумуляторов;
  • длительное хранение аккумуляторов рекомендуется при зарядке на 40—50% от номинальной емкости и температуре 15—20 градусов, в условиях малой относительной влажности.